Игра Го - правила

Обучение Го для начинающих. Курс из 4 занятий. В центральном Го клубе москвы.

  Правила игры Го очень просты.  Для их освоения вам потребуется несколько минут. 

   В Го играют два партнера, один черными камнями, другой белыми. Ходы делаются поочередно, то есть партнеры ставят по одному камню на любой свободный пункт. Первый ход делают черные.

   Для игры Го используют камни белого и черного цвета и доску 19х19 линий (361 игровая точка)

комплект для игры Го

    Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Ставить камень можно в любую точку, без ограничений, в том числе на боковые и угловые точки. Поставленные камни не передвигаются и остаются на своем месте до конца игры, если не будут съедены. Основная задача - окружать территорию (пустые точки) или камни другого цвета.

   Главное правило Го

    Отдельный камень или группа камней считаются захваченными в плен, если камнями партнера заняты все соседние с камнем - или группой камней - свободные точки по вертикали и горизонтали. Пленные камни (см. диаграмму ниже) немедленно снимаются с доски, после чего партнер может сделать свой ход. Пленные камни складываются в крышку от чаши и далее они не принимают участия в игре. За каждого пленника засчитывается одно очко.

(;AB[cc]MA[cb][bc][cd][dc]C[Камень, стоящий не на стороне и не в углу имеет 4 точки свободы, которые называются "степень" или "дамэ". Пока у камня есть хотя бы одно дамэ, он остается стоять на доске, независимо от позиции.]SZ[9];AW[bc][cd][dc]MA[cb]C[В этой позиции у черного камня осталось 1 дамэ. Это значит, что камень находится в атари, т.е. до полного его окружения остался 1 ход - в пункт Х.] ;W[cb]C[Белые ставят камень на место последнего дамэ черного камня и снимают его с доски.])

    В следующем примере показаны различные ситуации снятия камня или группы камней, внимательно изучите их.

(;AB[na][bb][cc][db][ii][oa][ra][di][bg][pg][gb][gc][ja][kb][cf][df][eg][eh][ig][lh][lg][mf][mi][nh][oh][of][bl][dl][cm][em][am][gn][ho][hm][im][in][fm][ip][no][nm][mn][ol][pm][qn][po][op][sd]AW[mg][og][bm][cl][dm][ob][sa][cg][dg][dh][gm][hl][il][jm][jn][io][hg][fc][jg][ji][ij][hc][cb][fb][ga][if][hb][ka][ma][hi][nb][nn][om][pn][oo][rd][sc][mh]CR[hn][gd][pa][se][ih][cn]TR[cm][bm][cl][dm][in][im][dg][hm][gm][nn][om][pn][oo][na][cb][gc][gb][ka][oa][io][sa][sd][ig][ii][dh][cg][mg][mh][og]MA[ng][ca][la][sb][ch][bn][ck][dn][on][jo][gl]C[Х отмечены пункты, сделав ход в которые черные могут окружить камень или группу камней. О отмеченные пункты, сделав ход в которые белые могут окружить камень или группу камней. Треугольником отмечены камни, имеющее одно дамэ, т.е. они могут быть захвачены следующим ходом. ] SZ[19]MULTIGOGM[1] ;B[ca]CR[cb]C[Черные 1 - этот ход черных полностью лишает белый камень дамэ. Камень, не имеющий дамэ, снимается с доски.];W[gd]CR[gb][gc]C[Белые 2 - аналогичная ситуация, у двух черных камней не осталось дамэ, поэтому они снимаются с доски.];B[la]CR[ka]C[Черные 3 - съедает один белый камень, стоящий на стороне. Для окружения одинокого камня на стороне достаточно трех камней противоположного цвета.];W[pa]CR[na][oa]C[Белые 4 - полностью лишает дамэ два черных камня, стоявших на стороне.];B[sb]CR[sa]C[Черные 5 - забирает один камень, стоявший в углу. Для окружения одинокого углового камня достаточно двух камней.] ;W[se]CR[sd];B[ch]CR[cg][dg][dh]C[Черные 7 - забирает три камня.];W[ih]CR[ig][ii]C[Белые 8 - лишает дамэ два камня, стоявших отдельно друг от друга, т.е. не образовавших единой группы.];B[ng]CR[mg][mh][og]C[Черные 9 - забирает одним ходом две группы белых, состоявших из двух и одного камня.];W[cn]CR[cm]TR[bm][cl][dm]C[Белые 10 - забирает черный камень, при помощи которого черные при своем ходе могли бы съесть один из трех отмеченных треугольниками камней белых. Белые снимают окруженный камень и обеспечивают себе временную безопасность.];B[on]CR[nn][om][pn][oo]C[Черные 11 - одним ходом забирает сразу 4 белых камня.]];W[hn]MA[cb][gb][gc][ka][oa][na][sa][sd][cg][dg][dh][ii][ig][mg][mh][og][cm][hm][im][in][nn][om][pn][oo]C[Х - отмечены съеденные камни.])

Правила завершения партии Го

    Игра Го считается законченной, после того, как не осталось ходов, которые принесли бы одному из игроков очко или отняли бы очко у партнера. В таком случае, тот игрок, чей ход в данный момент, говорит "пас". Если его противник не видит возможности для того, чтобы получить или отнять очко, то он тоже пасует. Если такая возможность все еще есть - он имеет право сделать ход после того, как напарник спасовал.
     Ход внутри своей территории - это минус одно очко (т.е. не надо делать внутри своей территории защитные ходы, если вы не боитесь, конечно, что партнер может провести комбинацию, в результате которой он захватит несколько ваших камней). Ход в территории напарника - это плюс одно очко ему (т.е. не следует делать явно самоубийственные, безнадежные ходы, если, конечно, вы не видите выигрышной комбинации).
    После того, как оба игрока спасовали, с доски снимаются "мертвые" камни (т.е. камни партнера, которые находятся на вашей территории и не смогли выжить в процессе партии).

Правила подсчета территории

    Территорией считается окруженная со всех сторон область, которая не может быть оспорена.
   Каждое пересечение (точка) приносит одно очко, каждый съеденный камень - тоже одно очко.

(;AB[gf][cc][cg][hf][ee][eb][de][ec][cf][da][dg][cb][eg][fc][ch][fd][bi][ge][di][ci]AW[gc][gg][fb][ea][ff][fe][hb][gd][he][eh][df][fg][ef][dh][fh][hg][ei][fa]CR[ga][gb][ha][ia][ib][hc][hd][ic][id][ie][if][ge][gf][hf][ig][ih][ii][hh][hi][gi][gh][fi]MA[ca][ba][aa][ab][bb][ac][bc][db][dc][ed][dd][cd][bd][ad][ae][be][ce][bf][af][ag][bg][bh][ah][ai]SZ[9]MULTIGOGM[1] )

    На диаграмме изображена законченная партия.

О - отмечена территория белых. Х - отмечена территория черных.

    Обратите внимание: в территории белых находятся 3 черных камня. Это пленные камни, в данном случае тратить ход на полное окружение не надо. Но бывают ситуации, когда доигрывание обязательно. Со временем вы научитесь различать эти ситуации. Три камня черных в данном случае считаются пленными. При подсчете очков они просто снимаются с доски. Так же, во избежание патовых ситуаций, белые получают компенсацию за то, что черные делают первый ход. Эта компенсация называется "коми" и составляет 6,5 очков, если играют равные по силе игроки. Коми может быть больше или меньше, в зависимости от разницы в силе игроков, но всегда добавляется или отнимается 0,5 очка, чтобы не было ничей (подробней в разделе "Как строить территорию").

Очки белых:

Территория = 22 очка

Пленные = 3 очка

Коми = 0.5 очка

Съеденные = 0 очков

2+3+0.5+0=25.5 очков

Очки черных:

Территория = 24 очка

Пленные = 0 очков

Снятые = 1 очко (черные захватили за партию 1 камень белых, он снят с доски)

Коми = нет

24+0+1=25 очков    

Результат партии: белые выиграли 0.5 очка (пол-очка)

    Выигрывает игрок, набравший большее количество очков

    За право первого хода игрок отдает 0.5 очка напарнику. Дробная часть приводит к отсутствию ничейного результата.

Запрещается

    Намеренно ставить камни в полное окружение.

    Повторять позицию.

Общие советы по освоению правил

    При изучении правил обратите внимание на правило окружения (атари). Очень важно научиться видеть, какие из ваших камней могут попасть в окружение и какие камни противника вы можете атаковать.

    Правильно освоить правила очень важно. Школа рекомендует посетить один из клубов Го, где вы сможете бесплатно освоить правила с учителем Го. Правильное обучение сэкономит время и силы в будущем, а главное, позволит с самой первой минуты начать получать от Го удовольствие.