История Го. Происхождение.

история происхождения игры го   Являясь одной из самых древних игр в мире, Го претерпела за свою долгую историю немало изменений, но сохранила до наших дней свою самобытность и привлекательность. Историки до сих пор спорят о точном месте и времени возникновения Го и ее изначальном предназначении. Мы не можем дать ясного толкования первоначальной формы и цели, для которой предназначалось Го, но сперва, очевидно, оно было изобретено не как игра. По одной версии Го использовалось китайскими правителями в сфере политической жизни, а по другой оно представляло собой своего рода примитивные счеты. Имеется, однако, надежное основание полагать, что Го сначала было связано с искусством гадания по Ицзину.

    Освященная веками китайская философия "двойственных космических сил" имеет что-то общее с диалектикой, основа которой была положена Гераклитом в Древней Греции. Согласно этой теории все вещи во Вселенной могут рассматриваться как единство двух противоположных сил. С этой точки зрения мы можем легко представить себе, что доска для игры Го изображает Вселенную, а черные и белые камни - два первоначала Инь и Ян.

    Зародившись где-то в Центральной Азии около 5 тысяч лет назад и будучи изобретением толи древних математиков, толи астрологов, Го длительное время "блуждает" среди разных народов и получает признание сперва среди китайской знати (XXIV-XXIII в. до н.э.), а затем уже распространяется по всему Дальнему Востоку. Интересно, что уже тогда Китайский император Яо (2245 г. до Н.Э.) использовал Го как средство тренировки умственных способностей своего сына. Однако, еще долгое время Го используется в качестве средства счета, инструмента для гадания, а некоторыми правителями и как своеобразный макет для имитации расстановки политический и военных сил, и лишь постепенно приобретает облик игры. Но имеются также данные, что ее завез японский посол в Китае Киби-ноу-Макиби в 735 г. н.э. В Японии игра Го получает свое второе рождение. И хотя здесь, как и в других странах Азии, она культивируется только среди привилегированных классов: аристократов, военачальников, представителей духовенства (даже предпринимаются меры, препятствующие ее проникновению в другие слои общества), тем не менее именно В Японии начался длительный процесс совершенствования игры, ее правил и, главное, теоретических основ. Заметные успехи в этом направлении были достигнуты в XI-XVI в.в.

    Китайская форма Го была в значительной степени модифицирована и усовершенствована японским народом. Например, черные точки или звезды на доске первоначально служили знаками для предварительной расстановки камней. Этот способ может рассматриваться как один из следов китайского Го, связанного с искусством гадания по Ицзину. Старая система предварительной расстановки камней была отменена в Японии. Эта реформа, которая была необходима для всех играющих любителей, может быть приписана специфическому образу мышления японцев. Она значительно углубила игру, а также вызвала замечательное развитие технического искусства игры. Старая система была отменена и в Китае по примеру, поданному Японией. В течении периода Эдо, во второй половине XVI века, японские правители содействовали распространению этой национальной игры, предоставляя выдающимся специалистам особое положение в обществе. Излишне говорить о том, что такие поощрительные мероприятия правительства эффективно способствовали прогрессу Го в Японии. Таким образом, игра Го достигла такого высочайшего развития, что дальнейшее ее совершенствование было чрезвычайно затруднительно. В тоже время (XVI-XVII в.в.), игра получает официальную поддержку со стороны сегунов (военных правителей), и ведущие игроки занимают особое, даже привилегированное положение в обществе.

    А произошло это следующим образом. Случилось так, что подряд три сегуна, увлекались игрой. И вот первый из них, Ода Нобуната, узнал, что в одном из буддийских монастырей молодой монах Никкаи (светское имя Хон-инбо-Санса) хорошо играет в Го. Он пригласил его к себе. Монах обыграл сегуна, даже дав ему очень крупную фору 5 камней, и этим прославился. Пришедший к власти следующий Сегун Тойетоми Хидееси также пожелал сыграть с Хон-инбо и тоже проиграл ему на форе 5 камней. Тогда сегун организовал в 1588 г. в Киото 1-ый в истории Го турнир, на который собрал всех сильнейших игроков Японии. Наконец, один из самых известных сегунов Токугава Иасау, также сразился с Хон-инбо и с тем же результатом. Он перевел Хон-инбо из монастыря близ Киото в г. Эдо (древнее название Токио), где создал "Институт Го, а в 1603 г. Токугава организует крупнейший турнир мастеров Го на котором присутствовал император Японии. Институт преобразовывается в национальную Академию Го и создается четыре дома Го: "Дом Хон-инбо", "Дом Иесау", "Дом Иноуэ" и "Дом Хэйеси", превратившиеся в скором времени в четыре школы Го, которые на протяжении многих последующих лет соперничали между собой за лидирующее положение в Академии Го.

    Но вот в 1867-68 г.г. в Японии произошла незавершенная буржуазная революция (так называемая реставрация Мейдзи) и все, что было связано с военными правителями, новыми властями было отвергнуто, а том числе и игра Го, которая лишилась всякой поддержки со стороны Нового правительства и стала быстро приходить в упадок.

    Новая волна, но на этот раз уже массового увлечения игрой, наступила в Японии лишь в начале XX века и не ослабевает по сей день. Сейчас в Го играет каждый десятый японец. Профессиональные игроки Японии, объединены в две Ассоциации: Нихон-киин, созданную в г. Токио в 1924 г., и Консай-киин, созданную в г. Осака в 1950 г. Обе эти Ассоциации, руководят всей спортивной жизнью профессионалов, а также активно содействуют развитию и пропаганде игры как внутри страны, так и за ее пределами.

    Несмотря на то, что во второй половине XIX века игра Го в самой Японии находилась в состоянии упадка, именно в это время она была вывезена оттуда в Европу. Этому способствовало установление деловых контактов между Японией и Западом в период Реставрации. Сперва она попала в Германию и соседние с ней страны, а затем уже распространилась по всей Европе. Любопытно, что первый Го-клуб был создан в 1914 г. в Югославии. Организационное оформление игры в широком масштабе произошло в Европе только после II мировой войны. Помимо клубов в ряде стран были созданы национальные Федерации, возникла Европейская Федерация Го.

    В Америку Го попала в Начале нашего столетия благодаря японским эмигрантам. Но широкое распространение там, как и в Европе, игра получила в послевоенный период. Особенно популярна она в США.

    Первый чемпионат мира среди любителей был проведен в 1979 г. Участие в чемпионате принимали представители всех 5 континентов. Чемпионат проходил в г. Токио и собрал 32 участника из 16 стран. Уже в 1983 г. в г. Осака в чемпионате приняло участие 31 страна.

    В нашей стране мудрая восточная игра стала известна сравнительно недавно. Правда, первые сведения о ней появились в русских энциклопедических словарях конца XIX века, однако на протяжении еще многих десятилетий интерес к игре оставался уделом лишь отдельных любителей экзотики.

    Поворотным пунктом в увлечении Го явились, пожалуй, шестидесятые годы XX-го века. Расширение деловых контактов и культурных связей между странами и народами в этот период способствовали популяризации игры. Сперва в Москве в среде математиком МГУ и ВЦ АН СССР возникает круг поклонников новой логической игры. Одного из них профессора МГУ М.М.Постникова столичные игроки могут по праву считать "патриархом" Московского и, вероятно, Российского Го (тогда еще Советского 1961 г.-1962 г.) Некоторые из его учеников превзошли по мастерству своего учителя и внесли большой вклад в дело развития Го. А вскоре, весной 1965 г. большой энтузиаст и почитатель Го Ю.П.Филатов первым в Ленинграде начинает активную деятельность по пропаганде игры и обучению молодежи. Так Го начало свое развитие в СССР.

Правила Го

    Вполне естественно, что правила Го в течение длительной его истории подвергались многим изменениям. Общепринятая теперь система японских правил немного отличается от китайской. Го по существу представляет собой такую игру, в которой для партнера борются за территорию, и в соответствии с японской системой только свободные пространства, окруженные камнями, считаются территорией. А китайская система подсчитывает количество существующих на доске камней, так же как и занятое пространство; другими словами, оба партнера пытаются по возможности занять больше точек пересечения на доске.

    Итак, существует незначительное расхождение между Японией и Китаем в представлении о территории, но, как это ни покажется странным, результат игры получается одинаковым или отличается незначительно. Часто возникает незначительная разница в конечном счете, поэтому очень редко по разным правилам определяются разные победители. Это происходит иногда при близком соотношении очков в партии. Безусловно, желательно чтобы существовала только одна система правил, которая бы могла быть общепринята во всем мире. Самая важная задача, поставленная теперь перед специалистами Го, заключается в изучении и разработке таких простых и приемлемых правил, которым любой любитель может следовать без всякого сомнения.

 

В статье использованы материалы из книги «Го введение» Нихон-киин и статья Бабицкого А.Б. «Древняя логическая игра Го» (1983 г.)