Го и компьютеры

Игра го и компьютеры. Брут форс.

    В настоящее время существует множество программ играющих в Го на любительском уровне. Создание сильной компьютерной программы - давняя мечта многих программистов. Если бы игра была упорядочена большим количеством строгих правил, компьютер, способный легко запоминать их полностью, мог бы разбить любого противника. К счастью, Го является такой глубокой и обширной игрой, что никогда не может оказаться под контролем машины. В этом заключается один из секретов привлекательности Го.

    На доске для игры Го имеется 19х19=361 точка пересечения. Это означает наличие 361 выбираемой точки для первого хода. Вторым ходом партнер имеет право поставить свой камень в один из 360 оставшихся свободных пунктов. Следовательно, комбинация первого и второго ходов составляет 361х3601=129960. Для выполнения первых трех ходов имеется уже около 50 млн. вариантов и т.д. Если задаться целью, отвлекаясь от некоторых правил игры, последовательно заставить камнями все пункты игрового поля, то число вариантов такого заполнения составит 361! (361 - факториал). Говорят, что эта астрономическая цифра будет больше количества всех атомов в галактической системе. Справиться с таким затруднительным положением не в состоянии даже самый мощный компьютер.

    Разумеется, игрок в Го на практике также, например, как и в других логических играх, сразу же отбрасывает подавляющее большинство формально возможных вариантов. Однако оставшиеся комбинационные возможности являются чрезвычайно широким полем для индивидуального творчества каждого из партнеров. Более того, в сочетании с многообразием тактических приемов и необходимостью верного выбора стратегического направления игры они помогают игрокам воспитывать в себе волю, выдержку, логическое и интуитивное мышление. Компьютер, не обладающий интеллектом и интуицией, постоянно сдает свои позиции человеку.

    Несколько попыток были сделаны с тем, чтобы приспособить компьютеры к игре Го, но они предназначены главным образом для развития способностей компьютера частично посредством использования игры Го. Нет таких трудных задач, превышающих способности человека, которые могли бы быть решены только при помощи компьютеров. Можно сказать, что современные компьютеры все еще оказываются почти беспомощной в отношении игры Го.

 

 

 

 

В статье использованы материалы из книги «Го введение» Нихон-киин и статья Бабицкого А.Б. «Древняя логическая игра Го» (1983 г.)