Базовые методы оценки позиции

    Оценка позиции наиважнейший приём в арсенале игрока. Можно знать сотни дзёсэки, быстро и глубоко производить расчет вариантов, но если вы не правильно оцениваете полученную позицию, все ваши знания не найдут применения в партии. Защищать территорию или атаковать, вторгаться или тушить, рисковать или спокойно доиграть йосэ. На все эти вопросы даст ответ правильная оценка позиции. 

   Часто можно услышать "если бы я доиграл спокойно, то у меня больше" или "мне надо было вторгаться, а я слишком пассивно отвечал". После партии, когда известен результат в очках, мы все производим оценку наших действий. Так начните это делать во время партии, когда оценка более важна.

   Идеальный результат оценки позиции - это ответ на вопрос "сколько и кто выиграет, если партия будет продолжена оптимальным за обе стороны образом". Получив ответ, кто ведёт в партии, мы сможет выработать стратегию дальнейших действий. 

   Подсчет гарантированной территории

   Если вы участвовали в турнирах, то могли заметить как сильные игроки, наблюдая за чужими партиями, иногда кивают головой. Что они делают? Подсказывают, одобряют игру друга? Нет, они считают очки, а кивание головой вредная привычка сопровождающая этот процесс. Как можно определить какая территория будет в конце партии, если границы ещё не установлены? Для это мы мысленно представляем, что в эту территорию, со всех сторон сыграно йосэ. Это действие мы производим со своими и с территориями соперника. Чтобы выработать способность быстро оценивать результат, необходимо несколько раз в партии производить подсчет очков. Постепенно вы начнёте это делать быстрее и правильнее. Лучше всего это делать в переоды стабилизации общей позиции на доске, когда нет срочных ходов и бегущих групп. Чем сильнее игрок, тем больше времени он тратит на оценку своих действий.

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[rd][qf][qi]AB[nc][qc][pd]LB[oa:1][pa:3][qa:5][ob:2][pb:4][se:1][rf:3][sf:2][rg:4][sg:5][rh:6][sh:7]C[Гарантированная территория черных 5 очков, белых 7 очков])

 

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[jc][nc][nd][od]AB[oc][pc][qd][qf]LB[ka:1][la:4][qa:1][ra:2][sa:3][kb:2][lb:5][qb:4][rb:5][sb:6][kc:3][lc:6][mc:7][qc:7][rc:8][sc:9][rd:10][sd:11][re:12][se:13]C[Гарантированная территория черных 13 очков, белых 7 очков])

 

   Оценка потенциальной территории

   Когда в вашей позиции есть адзи надо учитывать, что гарантированная территория будет меньше, чем кажется. Очень часто игрок поддаётся зрительному обману, считая что у него безусловный перевес или у соперника много территории. Неправильная оценка приводит к неправильным действиям. 

   Потенциальной территорией называется заготовка, которую можно превратить в гарантированные очки одним ходом или комбинацией, т.е. потеряв один темп. Можно примерно представить сколько очков принесёт потенциальная территория, если мы не будем предпринимать защитных действий, однако, нельзя с уверенность сказать какой именно вариант вторжения применит ваш противник. Для этого нужно представить развитие партии на много ходов вперёд и на данном этапе изучения это будут сложные и нерациональные действия. Наша задача сейчас познакомится с общими принципами оценки.

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[rd][qf][qi]AB[jc][qc][nd][pd]LB[ka:15][la:13][ma:11][na:8][oa:5][pa:2][qa:1][kb:16][lb:14][mb:12][nb:9][ob:6][pb:3][lc:A][nc:10][oc:7][pc:4][md:B][je:C]C[У черных потенциально 16 очков. Однако, белые могут значительно уменьшить территорию черных вторжением А или прилипанием В.Чтобы гарантировать очки черные должны сделать ещё один ход, например С.];B[je]LB[ka:17][la:14][ma:11][na:8][oa:5][pa:2][qa:1][kb:18][lb:15][mb:12][nb:9][ob:6][pb:3][kc:19][lc:16][mc:13][nc:10][oc:7][pc:4]C[Потратив темп, черные из потенциальных 16 очков, построили 19 очков гарантированной территории.])

 

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[cc][nc][dd][fd][jd]AB[pb][bd][pd][cf][qf][ci]TR[ca][na][cb][nb][cc][kc][lc][mc][nc][dd][ed][fd][gd][hd][id][jd]C[Сколько очков принесёт построение белых? Если мысленно спустить границы на первую линию и соединить все камни , то получится 27 очков. Но позиция белых слишком растянута. Можно ли считать эти 27 очков потенциальной территорией?];LB[ma:F][nb:E][hc:C][lc:A][gd:B][id:D]C[Черные могут вторгаться С и А, прилипнуть к камню В или D. Белые не могут одним ходом гарантировано ликвидировать все адзи. Кроме всего, у черных останется прилипание Е и прыжок F.];B[]LB[ob:A][jc:E][lc:D][ne:C][dh:B]C[У белых есть способ активно защищать свою позицию. Ход А угрожает продолжением в угол. Ход В даст белым камни, которые помогут в борьбе, если черные вторгнутся. Ход С даёт позиции дополнительную глубину и укрепляет. E и D очень плотные, закрывающие очки ходы. Позицию белых можно оценить примерно в 20 очков];W[jc]LB[ca:1][da:2][ea:5][fa:8][ga:11][ha:14][ia:17][ja:20][db:3][eb:6][fb:9][gb:12][hb:15][ib:18][jb:21][nb:B][dc:4][ec:7][fc:10][gc:13][hc:16][ic:19][lc:A]TR[pb][bd][pd][cf][qf][ci]C[Представим, что мы сделали самый плотный ход. Черные по прежнему могут вторгаться в А или прилипать в В, но белые в ответ получат стенку на центр. Мы представили этот ход, как самый простой, чтобы быстро оценить сколько потенциально может дать эта позиция. Обратите внимание, у черных и белых потрачено одинаковое количество камней. Гарантированная территория черных сейчас 21 очко. Белые потенциально могут защитить правую половину стороны и набрать ещё очков в центре.Черные могут развивать свои группы на сторону.])

   Оценка плотности и влияния

   Более сложный приём. Оценка плотности требует аккуратности в расчете, оценке слабостей, знания стандартных вариантов, опыта борьбы. Реализация плотности включает умение атаковать вторгнувшиеся камни, укреплять свою позицию при помощи темповых ходов в других частях доски. Мы изучим упрощённый приём оценки, основанный на подсчете очков стороны, выбравшей гарантированные очки. При оценке плотности в сравнении с территорией мы должны обратить внимание сколько камней потратили обе стороны. Для упрощения принято считать, что каждый камень должен принести около 5 очков прибыли. 

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[oc][pc][qc][rc][rd]AB[mc][nc][od][pd][qd][re][qf]LB[qa:6][sa:3][qb:5][rb:4][sb:2][sc:1]C[Территория белых 6 очков, но черные потратили на 2 камня больше. Это значит, что в другом месте у белых стоит два камня, которые компенсируют преимущество черных в этом месте.Черные должны реализовать на этой стенке 6+2*5=16 очков];AW[qj]LB[nc:6][oc:5][pc:3][qc:1][rc:9][od:4][qd:2][rd:7][re:8][qf:10][qj:A]TR[mc][pd]C[Если у белых есть подготовленное ходом А вторжение, то черные сделают ошибку, выбрав этот вариант. Стенка черных не может компенсировать потери в углу. В этой позиции у черных на один камень больше, но белый камень А даёт дополнительные позиционные плюсы. Поэтому черным нужно реализовать от плотности более 11 очков .];AE[od][qj]AW[nb][ob][jc]AB[oc][pj]LB[nb:7][ob:5][mc:8][nc:6][oc:4][pc:3][qc:1][rc:11][qd:2][rd:9][re:10][qf:12]TR[jc][pd][pj]C[Черные выбрали правильное направление. Их плотность принесёт больше очков, чем угол белых.];AE[ob][jc][mc][oc][rc][rd][re][qf][pj]AW[nc]AB[lc][od][me]LB[nb:7][lc:2][nc:1][pc:5][qc:3][od:6][qd:4][me:8][qj:A]TR[pd]C[Без камня в А черным сложно реализовать стенку. Выбрано не верное направление, белые играют А и ослабляют потенциал стенки.])

 

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[rd][qf][qi]AB[nc][qc][pd]C[Вернёмся к первому примеру. У черных 5 очков, у белых 7. Но черные стоят более плотно, у белых меньше возможностей атаковать форму, поэтому позиция равная.];AE[nc]AB[jc][nd]C[У черных потенциально 16 очков, но они потратили на один камень больше. 7(очков белых)+5=12 минус возможность вторжения.])

 

   Оценка стабильности позиции


   Перевернём две чаши с камнями на доску и перемешаем. Мы получили пример не стабильной позиции. Произвести оценку невозможно, т.к. это включает в себя трудоёмкий расчет вариантов. Позиция считается не стабильной, если есть бегущая группа. Мы имеем ввиду действительно большую группу, захват которой может решить партию. Чтобы понять в чью пользу сложится партия нам потребуется рассчитать все варианты до стабилизации группы и затем провести оценку позиции. А если вариантов стабилизации несколько, оценить все конечные позиции и выбрать лучшую. Общие рекомендации заключаются в том, чтобы не создавать бегущих групп. Следите за наличием базы, глазной формы у своих камней. Защищайте группу, если вам угрожают продолжением, которое превратит ваши камни в бегущие. Перед вторжением оцените последствия. Возможно, группа даже не стоит того, чтобы её спасать и нести большие потери.
   Существует грубый метод оценки последствий спасения бегущей группы. Можно считать, что бегущая группа с одним глазом принесёт атакующему 10 очков, а без глаз 20 очков гарантированной территории или такие же потери атакуемой стороне. Разумеется это далеко от истины и всё зависит от того, как быстро камни соединяться с живыми или за какие жертвы построят 2 глаза. Но из-за сложности правильной оценки последствий, этот способ можно взять на вооружение. Обычно любители оценивают последствия такой атаки опираясь на опыт.


   Как тренировать технику оценки позиции


   Оценка позиции творческий процесс, доступный сейчас только человеку. Именно это отличает нас от компьютерной программы. Правильная оценка последствий приходит с опытом. Тренируйтесь в своих партиях, наблюдайте партии более сильных игроков, старайтесь определить результат до завершения игры. Разбирайте партии профессиональных игроков, следите за балансом и его изменениями после атакующих или защитных комбинаций. Изучайте по этим партиям как влияние и плотность превращается в очки, каким образом это происходит. Постепенно вы станете более точно и быстро определять баланс в партии и понимание игры возрастёт.