История развития игры Го в Японии
Появление игры Го в Японии »
Расцвет Го в Японии
Расцвет Го в Японии
В Японии, до начала VIII века, игра Го была запрещена для всех, кроме высшей аристократии. Игра Го, принятая во дворце, официально считалась вредным, разлагающим умы занятием и приравнивалась к употреблению вина и игре в кости. Однако монахи-буддисты нашли в Го духовную практику и играли, не взирая на запрет. 701 год считается великим в истории развития Го в Японии: император издал указ, в котором игра Го была признана не азартной. С этого момента она приобрела статус искусства, наравне с музицированием. Го быстро завоевало сердца всех сословий: от крестьян до аристократии, однако самураям играть в Го все же запрещалось. Ограничения на инвентарь, правда, сохранились: аристократы играли на досках из ценных пород дерева драгоценными камнями, простолюдины использовали доски грубой работы и обычную гальку. В городе Нара, в музее древних национальных сокровищ, хранится комплект, изготовленный для императора. Доска выполнена из редкого дерева, инкрустирована драгоценными камнями и украшена изображениями птиц и животных; камни изготовлены из драгоценных камней красного и белого цветов.
Примерно с XII века игра Го приобретает широкую популярность, ею увлекаются феодалы, войны, монахи, ремесленники. С этого момента сильные игроки могли получить титул, повышение по службе или денежное вознаграждение. Это способствовало быстрому развитию теории, стратегии и тактики, появлению преподавателей и профессиональных игроков. В последующие 300 лет никаких особенных прорывов в истории развития Го не происходило. Ограничения для самураев сохранялись вплоть до XIV века. Сиба Есимаса в своем поучении для самураев (Тикубасе) писал: «самураю должно, помимо боевого искусства, обладать умениями, считающимися приличными в его кругу: играть на музыкальных инструментах, быть сведущим в поэзии, владеть каллиграфией. Все это необходимо, чтобы, присоединившись к коллективному времяпровождению, не оказаться хуже других. Не знать же, как играть в такие игры для веселого времяпрепровождения, как сугороку, сеги или Го, и вовсе постыдно». Это подтверждает, что разнообразные игры были распространены, и самурай, не умеющий играть и веселиться, воспринимался обществом как неполноценный. Однако позднее, в начале XVI века, Ходзе Нагаудзи (Соун) написал в «Двадцати одном правиле», определяющем основные принципы жизни воина: «Следует избегать дружбы с людьми играющими в сеги и Го. Заниматься ими — без пользы терять свое время. Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях». Несмотря на подобные рекомендации, самураи в то время уже охотно проводили время за Го и сеги. Так продолжалось до конца эпохи Сэнгоку (1500—1593 гг.), ознаменовавшей себя как столетие феодальных междоусобиц на обломках сегуната Асикагара. Ода Нобунага, Токугава Иэясу и Тоетоми Хидэеси — самые известные военачальники, - кроме своих воинских доблестей и властных амбиций, выделялись огромным интересом к игре Го. Ода Нобунага считал, что изучение Го является отличной интеллектуальной и духовной тренировкой, помогающей управлять войсками. Он держал при себе учителей игры Го для себя и своих воинов.
1559 году в столице средневековой Японии городе Киото, в семье торговца родился мальчик, которому было суждено стать величайшим игроком Го своего времени. В девятилетнем возрасте родители отдали его в монастырь, где мальчик принял новое имя — Никкай. Монастырь был основан в XIII веке монахом Нитирэн и носил его имя. Нитирэн был сильным игроком в Го и руководители монастыря поощряли увлечение игрой. Так получилось, что девятилетний Никкай попал в монастырь-клуб любителей Го и уже через 2 года ему не было равных. В 11 лет Никкай оставил монастырь и принял новое имя — Хонимбо Санса, под которым известен в истории Го в наши дни. Молодые годы Хонимбо Санса совпали в Японии с кровавым режимом нового сегуната. Японские императоры в то время лишились власти, страной правили сегунаты — могущественные династии феодальных князей. Сначала Японией правил генерал Ода Нобунага. Свергнув последнего сегуна из династии Аси-кагава и подчинив себе почти всех князей Японии, генерал Нобунага приблизил к себе молодого мастера игры Го Хонимбо Санса.
Следующее важное событие в истории Го произошло в 1588 году. Увлечение игрой нового регента Японии Хидэеси, дало толчок развитию Го. В 1588 году он организовал большой турнир с целью выявить сильнейшего игрока Го в Японии. В турнире победил монах Никкай - наставник Ода Набунага. Никкай удостоился государственной стипендии. Хидэеси был знаменит еще тем, что пытался, хотя и неудачно, завоевать Корею и Китайскую империю. В военных кампаниях Хидэеси, его любимый игрок Хонимбо закалил характер и приобрел глубокое понимание жестоких и драматических сторон жизни. Примерно в это же время появилось правило, по которому против сильнейшего играют черными, а если необходимо, с форой.
Появление игры Го в Японии »
Расцвет Го в Японии
апрель, 22 Какие камни для игры го выбрать? »»
март, 12 Подробное руководство по настольной игре Го »»
август, 08 Мастер класс по игре Го в парке Царицыно »»
март, 09 Курсы игры Го для начинающих »»
февраль, 15 Визит профессиональных игроков в Москву »»
февраль, 03 Открытие ежедневного клуба Го »»
март, 30 Решение задач на фусэки (видео) »»
март, 22 Атака никкенбираки »»
март, 19 Анализ партии первого дана(видео) »»
март, 03 Курс видео лекций »»
декабрь, 15 Обучение »»
ноябрь, 07 Заочное обучение »»
апрель, 10 Го клуб на Таганке »»
Сообщество играющих в Го