Как побороть страх в Го

    Самое поразительное в партии - человек, который нашел правильный ход. И не делает его. Это невозможно объяснить логически - но это так. Мы делаем правильные ходы гораздо реже, чем находим их. Что же нам мешает? Что может встать между человеком и его правильным ходом? Давайте попробуем разобраться в этом. Выбор в пользу ошибки, зачастую, результат искаженной оценки. Необъективность. Эмоции. Иллюзии. Представьте, что все правильные ходы, которые вам приходят в голову, вы все-таки делаете. Вы бы поставили себе теперешнему немаленькую фору, не правда ли? Эта фора и есть цена нашей необъективности, и одновременно, наш потенциал.

"У современного человека количество страхов явно превышает количество возможностей быть съеденным"

    Всего один вопрос: Чего вы боитесь когда играете в Го? Проиграть? Выглядеть глупо? Не оправдать ожиданий? Стать целью для насмешки? Быть взвешенным, измеренным, оцененным и признанным непригодным? Ничего? Первые пять вариантов - стандартный набор игрока. В последнем случае вы либо пятый дан, либо все очень запущено. Даже тех, кто никогда не признается в своих опасениях, выдает их поведение. Мы встречаем это поведение постоянно. И его легко узнать.

4 признака страха:

- предотвращение ожиданий

- поиск оправданий

- бегство

- равнодушие

   Предотвращение ожиданий Честно и смело признаться: "Я плохо играю". Пожаловаться: "Я давно не играл." Безобидное: "Я сегодня не в форме". Или занижение своего разряда. Зачем? Всего лишь маленькая наивная хитрость - нельзя обмануть ожидания, если их не создавать. "Извините, что я так плохо играл" принято говорить после партии, а не до нее.

   Поиск оправданий. Все то же самое, только пост-фактум, плюс сопутствующие обстоятельства. Проиграть и сказать, что "был не в форме", "играл не серьезно", "если бы не этот зевок..." Если даже все это правда, то какова цель? Обесценить чужую победу?

   Бегство. Действительно, не придется искать оправданий, если "поработать" над ними заранее. Избегание борьбы, избегание партии, избегание оценки. Бессмысленные ходы, как бы снимающие ответственность - не партия, а просто так. Просто так камушки покидали. Тот, кто бежит от своего страха, успешно достигает четвертой ступени.

   Равнодушие. Достигший этой стадии может собой гордиться. Он выше страхов, ему все равно, выиграет он или проиграет. Он не прикладывает усилий. Не борется. Не стремится. Это совершенное состояние одинаково далеко от беспокойства и от Го. Он убежал слишком далеко.

   Все это - внешние проявления. Теперь самое время вернуться и взглянуть на доску - туда, где страх проявляется без слов, найти его и обезвредить. Страх - это всегда предвосхищение. Мы опасаемся:

  • - проиграть
  • - выглядеть глупо
  • - ее оправдать ожиданий
  • - стать целью для насмешки
  • - быть оцененным
  • - всего остального

   Таковы наши ожидания. И самое интересное - они соответствуют действительности. Парадокс: многие игроки не боятся играть с более сильными противниками без форы. Гарантированное поражение, как ни странно, придает им уверенности, позволяет максимально раскрыть свой потенциал. Это создает условия для спокойной, уверенной, осмысленной игры и порой приносит неожиданную победу. Это - пример правильного отношения и его стоит осознать, и постараться распространить на все партии. Партия, определяющая ваш игровой статус, и партия, в которой вы встречаетесь с непреодолимо более сильным противником, равноценны, в обоих случаях следует прежде всего играть достойно.

Главный союзник белых.

Разберём простой пример из игры на форе в девять камней.

(;AB[pd][dd][jd][dj][jj][pj][pp][jp][dp]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[19]MULTIGOGM[1];W[qf];B[nd];W[pm];B[np];W[nj]C[

   Здесь показан классический пример запугивания черных в игре с девятью камнями форы. Так называемый "Магический форовый треугольник".
Дело в том, что у него нет рациональной реализации. Но он работает - в этом магия. Играя таким образом, белые хотят заставить чёрных испугаться за камень и начать выживать там, где можно было атаковать.

   В этом примере мы предполагаем (ошибочно) потерю группы или ее окружение, из-за того что игра белых выглядит непонятно для черных. Иногда получается сразу же убить группу на боковине или получить прочное внешнее влияние. Хороший результат для белых в данном случае обеспечивается тем, что черные обычно забывают о том, что надо разделять камни оппонента и соединять свои. Определенно, это можно объяснить только мистическим страхом.

   Простые ходы, как часто оказывается, позволят черным с честью выйти из этой позиции, если они, конечно, не придумают себе несуществующие опасности и не будут играть на их устранение. Ведь на самом деле, черные видят призрак - эти три камня не представляют из себя серьезной опасности, все равно, что клетка, сделанная из картонных прутьев.] ;B[qh];W[of];B[oh];W[nh];B[oi];W[ni];B[ql];W[qm]C[Белые имитируют окружение, но на самом деле, камни белых слабы. Вокруг – множество черных камней-союзников, способных помочь. Независимо от исхода борьбы чёрные уже попали в ловушку. Если чёрные выживают, то белые получают сильные камни снаружи, которые помогут в борьбе по всей доске, но чёрные не понимают этого и радуются, если им удалось выжить.])

    В Го, как и в боевых искусствах, ваше душевное состояние – один из самых важных факторов. Вы не можете играть хорошо, когда вы обеспокоены. Но даже в самой сложной ситуации придут на помощь правила Го.

   За один ход вы ставите один камень. Партия в целом состоит из множества игровых моментов, и в каждом из них ход дает тот или иной результат. Человеку, начинающему партию, предстоит бой в несколько сотен раундов. Ваша задача в действительности проста - воспринимать риск каждого хода в отдельности. Как если бы вам нужно было сделать всего один ход. И так сто раз. Играть только так, как необходимо здесь и сейчас. Ваша задача - поиск лучшего хода. Примите ваш ход и вашу позицию такой, какая она есть. Помните, Ваша главная цель - сыграть достойно.

   Черные видят в каждом ходе белых фантом, призрак, который в их подсознании разрастается до огромных размеров. И черные неосознанно начинают его бояться. Естественная реакция любого человека в данном случае - убежать, спрятаться и защититься.

(;AB[pd][dd][jd][dj][jj][pj][pp][jp][dp]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[19]MULTIGOGM[1] ;W[qf];B[nd];W[pm];B[nj]C[Начинаются попытки бегства. Вот прямое проявление подсознательного страха на сознательном уровне: предотвращение пугающей ситуации. Иккэн тоби (прыжок через один пункт) от форового камня на стороне. Первый раз это не так уж и плохо. Но почему бы не остановиться и не проанализировать эту позицию?] ;W[np]C[Белые атакуют угловой камень ещё раз. Двойная атака опять приведёт к укреплению белых и последующему использованию крепких стенок для атакующих операций.]) Итак, бегство заканчивается плохо. Следующая стадия: лучшая защита - это нападение. (;AB[pd][dd][jd][dj][jj][pj][pp][jp][dp]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[19]MULTIGOGM[1] ;W[qf]C[Излишне агрессивный стиль, оставляющий за собой шлейф слабостей - та же защитная реакция. ваши ходы становятся слабее, чем ваш обычный уровень. Вы достигли самого дна, вас окончательно запутали. ] ;B[qh]C[Этот ход обычная и распространенная дзёсэки, но в данной ситуации не лучший выбор] ;W[qc];B[pc];W[qd];B[pe];W[rf];B[og]TR[pj]C[Отмеченный камень стоит не лучшим образом. Чёрные разыграли стандартный вариант, но форовый камень использован не оптимальным образом - именно так белые отыгрывают фору])

    Вслед за гневом часто приходит сила (по крайней мере, так утверждают создатели "Звездных войн"). В Го это выражается в умении глубоко просчитывать варианты. Действительно ценное умение, особенно, если помнить, что это - не единственное ваше оружие. Проблема в том, что времени и терпения достичь высот комбинационного зрения хватает у единиц. Го слишком сложная игра для того, чтобы достигать результата одними комбинациями, ибо их невозможно просчитать до конца. Рано или поздно настойчивый игрок овладевает искусством считать варианты, но если при этом вы не потеряете по дороге умения здраво рассуждать и видеть за деревьями лес, то при равных условиях будете иметь преимущество, предвидя развитие событий. Это то, что называют течением камней, один из оптимальных путей развития игрового мастерства.

   Подведем итоги. Для того чтобы победить страх, не нужны какие-то особые практики. Начните с размышления о причинах страха. Это достойная работа и она сродни медитации. Вам предстоит сложная задача - избавится от иллюзий, стремится к объективному, осмысленному выбору. Решайте ее ход за ходом. В реальной партии почти невозможно избавиться от беспокойства или нервного напряжения. Призывайте на помощь здравый смысл. Смело взгляните в лицо своему возможному поражению. И тогда обнаружите, что вы с ним не одно и то же.

   Просто ставьте камни один за другим, так как считаете правильным.